БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЁМНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Подъёмно-транспортное оборудование применяется в технологии погрузки-выгрузки, при проведении монтажных, ремонтных и других видах работ в качестве машин, облегчающих труд рабочих на грузовых комплексах, грузовом перроне, контейнерной площадке или в коммерческом складе.
Грузовой комплекс представляет собой совокупность зданий, сооружений, производственных площадей, предназначенных для производства технологических операций, связанных с приёмом, хранением и обработкой груза, а также для размещения обслуживающего персонала, автотранспорта, средств механизации и оборудования.
Грузовым перроном считается территория, как правило, примыкающая к зданию коммерческого склада, предназначенная для движения и стоянки грузовых воздушных судов, их заправки и технического обслуживания, а также для проведения погрузочноразгрузочных работ.
Коммерческий склад — это одно или несколько зданий грузового комплекса, предназначенного для операций, связанных с полной обработкой отправляемого и прибывшего груза, а также для размещения средств механизации и внутрискладского оборудования.
К контейнерной площадке относится ограждённая территория с твёрдым покрытием, оснащённая средствами механизации и другим оборудованием для обработки груза, перевозимого в контейнерах и на поддонах.
Обеспечение безопасной технологии погрузки — выгрузки осуществляется при правильной загрузке — разгрузке контейнеров и авиационных поддонов, а также погрузки их в воздушное судно и выгрузки из него.
Загрузка — это помещение груза, почты в контейнеры, поддоны или на наземные средства транспорта.
Разгрузка осуществляется изъятием груза, почты из конвейеров, поддонов или с наземных средств транспорта.
Контейнер — единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие её с транспортных средств.
Авиационный поддон — устройство, предназначенное для транспортировки пакетов, штучных грузов на воздушных судах и наземными видами транспорта.
Погрузка — это помещение груза, почты, буфетно-кухонного оборудования, контейнеров и поддонов на борт воздушного судна.
Выполнение требований безопасности при ведении погрузочноразгрузочных работ связано в большей степени с выполнением требований к безопасной эксплуатации подъёмно-транспортного оборудования.
Требования к эксплуатации подъёмно-транспортного оборудования регламентируются соответствующими Правилами [20] и [21] и ГОСТ 12.2.053-83 [22] и ГОСТ 12.2.065-81 [23]. Правила [5] распространяются:
■ на краны всех типов;
■ ручные и электрические тали;
■ сменные грузозахватные:
— органы (крюки, грейферы и т. п.),
— приспособления (стропы, клещи, траверсы и др.), навешиваемые на крюк грузоподъёмной машины;
■ тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды и т. п.) и транспортных контейнеров общего назначения, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами и нормами.
Общими требованиями безопасности грузоподъёмных работ являются:
■ грузоподъёмность и другие параметры, с учётом требований к габаритам грузоподъёмной машины. Они должны соответствовать Государственным стандартам;
■ надёжность конструкции грузоподъёмного оборудования (выбор соответствующего материала и запаса прочности, защита от
тепловых воздействий и коррозии) с учётом условий работы в производственной среде (для взрывоопасной среды указывается категория среды).
Безопасность грузоподъёмных работ обеспечивается:
■ предохранительными устройствами (ограничители грузоподъёмности, высоты подъёма груза и скорости, концевые выключатели и др.);
■ безопасным доступом к механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию;
■ наличием электрического оборудования грузоподъёмных машин, которое должно отвечать Правилам устройства электроустановок [24];
■ периодическим техническим освидетельствованием грузоподъёмного оборудования;
■ соответствующей подготовкой персонала;
■ предупредительными знаками и надписями безопасности.
Каждая изготовленная грузоподъёмная машина должна быть
принята отделом технического контроля завода-изготовителя и снабжена:
■ паспортом;
■ инструкцией по монтажу и эксплуатации;
■ всей необходимой документацией, предусмотренной Государственным стандартом или техническими условиями на изготовление, или техническим регламентом;
■ иметь соответствующие знаки и надписи, предупреждающие персонал об опасности (типа «ПОД СТРЕЛОЙ НЕ СТОЯТЬ» и др.)
Каждую вновь изготовленную грузоподъёмную машину завод — изготовитель заносит в книгу учёта выпускаемых машин и снабжает металлической табличкой, укреплённой на видном месте машины с указанием завода-изготовителя, грузоподъёмности, даты выпуска и порядкового номера.
У крана с передвижной тележкой такие таблички укрепляются на кране и тележке.
В паспорте крана заводом-изготовителем указывается минимальная температура, при которой допускается работа крана.
3.4.1 Грузоподъёмные машины и механизмы Эти устройства допускаются к эксплуатации только после: ■ регистрации;
■ разрешения на пуск в эксплуатацию;
■ технического освидетельствования.
Регистрация. Регистрации в органах Госгортехнадзора до разрешения пуска в эксплуатацию подлежат краны всех типов, за исключением кранов:
■ всех типов с ручным приводом, а также тех, у которых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъёма применён пневматический цилиндр;
■ мостового типа и передвижных и поворотных консольных грузоподъёмностью до 100 кН включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта;
■ стреловых, рассчитанных:
— на работу с постоянным вылетом или не снабжённых механизмом поворота вылета или передвижения,
— грузоподъёмность массой до 10 кН включительно.
Грузоподъёмные машины в органах Госгортехнадзора регистрируются по письменному заявлению предприятия-владельца и паспорту регистрируемой машины.
В заявлении указывается наличие на предприятии лиц, прошедших проверку знаний Правил, для ведения надзора за безопасной эксплуатацией крана, наличие обслуживающего персонала для обслуживания крана, а также подтверждено, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.
При регистрации грузоподъёмной машины к паспорту прилагается акт, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с инструкцией по монтажу крана завода-изготовителя, подписанный ответственным представителем организации, производившей монтаж крана.
При регистрации мостового крана к паспорту прилагается чертёж его установки с указанием расположения главных троллейных проводов, посадочной площадки для входа на кран и размеров, регламентированных Правилами. В качестве размеров указывается расстояние (м):
■ от верхней точки грузоподъёмной машины до потолка здания;
■ настила площадок и галереи до нижнего пояса стропильных ферм;
■ нижней точки машины (не считая грузозахватного органа) до пола цеха и др.
Грузоподъёмная машина, не имеющая паспорта завода — изготовителя и грузоподъёмность которой не может быть подтверждена заводской документацией, может быть зарегистрирована в органах Госгортехнадзора на основании паспорта, составленного владельцем грузоподъёмной машины. В этом случае паспорт должен отражать следующие сведения:
■ заключение, составленное на основании расчёта о соответствии грузоподъёмной машины и её отдельных элементов грузоподъёмности, при которой она предназначена для использования;
■ свидетельство лаборатории о химическом анализе (на углерод, серу, фосфор и кремний) металлоконструкций грузоподъёмной машины;
■ расчёт крюка, если размеры его не соответствуют Государственному стандарту, и данные химического анализа, если крюк не снабжён клеймом завода-изготовителя;
■ акт проверки металлоконструкций и качества сварных соединений.
Стружка для химического анализа материалов металлоконструкций берётся в выборочном порядке из основных элементов крана (например, у мостовых кранов — из верхнего и нижнего пояса ферм, раскосов, концевых балок и рамы тележки).
Ответ на заявление о регистрации должен быть дан владельцу не позднее чем в пятидневный срок со дня получения документов органом Госгортехнадзора.
В случае отказа в регистрации грузоподъёмной машины письменно указываются причины отказа со ссылкой на соответствующие статьи Правил.
Грузоподъёмные машины подлежат перерегистрации после:
■ реконструкции (например, увеличение пролёта или высоты подъёма груза, усиление крана для повышения его грузоподъёмности и т. п.);
■ ремонта, или если на машину был составлен новый паспорт;
■ передачи машины другому владельцу;
■ перестановки крана мостового типа на новое место.
Грузоподъёмные машины подлежат снятию с регистрации в органе Госгортехнадзора в следующих случаях:
• Когда проводится списание грузоподъёмной машины, пришедшей в негодное состояние.
• При передаче грузоподъёмной машины на баланс другому владельцу.
Снятие с регистрации грузоподъёмных машин проводится органами Госгортехнадзора по письменному заявлению владельца.
Грузоподъёмные машины, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а также съёмные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером. Под этим номером записываются в журнал учёта грузоподъёмных машин и съёмных грузозахватных приспособлений предприятия.
Разрешение на пуск в эксплуатацию. Разрешение на пуск в работу грузоподъёмной машины после регистрации в органе Госгортехнадзора выдаётся этим органом в следующих случаях:
• Перед пуском в эксплуатацию вновь зарегистрированной грузоподъёмной машины.
• После:
■ монтажа, вызванного установкой грузоподъёмной машины на новое место;
■ реконструкции;
■ окончания ремонта металлоконструкций с заменой расчётных элементов или узлов с применением сварки.
Разрешение на пуск в работу выдаётся участковым инспектором Госгортехнадзора на основании результатов технического освидетельствования грузоподъёмной машины, проведённого владельцем. При этом инспектор проводит контрольную проверку состояния грузоподъёмной машины и организации на предприятии надзора за машинами и их обслуживанием.
О предстоящем пуске в работу грузоподъёмной машины владелец обязан уведомить орган Госгортехнадзора (инспектора) не менее чем за пять дней.
Разрешение на пуск в эксплуатацию грузоподъёмной машины, не подлежащей регистрации в органах Госгортехнадзора, выдаётся инженерно-техническим работником (ИТР) по надзору за грузоподъёмными машинами на предприятии на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования.
Разрешение на применение вновь изготовленных съёмных грузоподъёмных приспособлений и тары может быть возложено также на другое лицо из числа ИТР.
Техническое освидетельствование. Вновь установленные грузоподъёмные машины, а также съёмные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила, до пуска должны подвергаться полному техническому освидетельствованию.
Срок технического освидетельствования грузоподъёмных машин, находящихся в работе, устанавливается в зависимости от вида освидетельствования:
■ при частичном освидетельствовании — один раз в 12 месяцев;
■ для полного технического освидетельствования — не реже одного раза в три года;
■ для редко используемых грузоподъёмных машин — не реже одного раза в пять лет. Отнесение кранов к редко используемым машинам проводится по согласованию с органами Госгортехнадзора.
Полное внеочередное техническое освидетельствование грузоподъёмной машины должно проводиться после:
■ монтажа, вызванного установкой грузоподъёмной машины на новое место;
■ реконструкции грузоподъёмной машины;
■ ремонта металлических конструкций с заменой расчётных элементов или узлов;
■ капитального ремонта или смены механизма подъёма;
■ смены крюка.
Техническое освидетельствование грузоподъёмной машины проводится её владельцем. Оно должно быть возложено на ИТР по надзору за грузоподъёмными машинами и механизмами. Техническое освидетельствование грузоподъёмных машин проводится обязательно при участии лица, ответственных за исправное их состояние.
Полное техническое освидетельствование грузоподъёмной машины включает:
• Осмотр:
■ всех механизмов и несущих конструкций, электрооборудования, приборов безопасности, тормозов и аппаратов управления;
■ кабин, лестниц, площадок и ограждений, если таковые имеются по условиям эксплуатации грузоподъёмной машины;
■ состояния крюка, деталей его подвески (износ и отсутствие трещин в зёве, в нарезанной части и других местах). Износ в зёве крюка не должен превышать 10 % первоначальной высоты сечения;
■ состояния заземления электрического крана с определением сопротивления растеканию тока;
■ болтовых, шпоночных и клиновых соединений (все они должны предохраняться от развинчивания или разъединения).
• Проверку:
■ состояния канатов и их крепление;
■ освещения, сигнализации и регламентированных Правилами габаритов;
■ содержания и состояния кранового пути и соответствия его требованиям Правил.
• Статическое испытание грузом, превышающим грузоподъёмность машины на 25 %, для проверки её прочности и устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100-200 мм для кранов стрелового типа и 200-300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов. Выдерживают в течение десяти минут, затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточных деформаций, трещин и других повреждений.
• Динамическое испытание грузом, превышающим грузоподъёмность машины на 10 %. При этих испытаниях проводят повторный подъём и опускание груза для проверки действия механизмов и тормозов.
Периодичность испытаний один раз в три года.
В случае частичного технического освидетельствования, проводимого ежегодно, статические и динамические испытания не проводят.
К управлению грузоподъёмными механизмами и машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение и аттестацию и получившие соответствующее удостоверение.
Работы с применением грузоподъёмных кранов проводятся под руководством ответственного лица, назначаемого администрацией предприятия.
Для управления работы крана используется знаковая сигнализация, подаваемая рукой или флажком, либо голосом.
Машинист крана обязан выполнять команды по подъёму — опусканию или перемещению груза, подаваемые только ответственным лицом.
Команда «СТОП» выполняется при подаче её любым работающим.
Грузоподъёмность кранов подбирается по массе наиболее тяжёлого оборудования, включенного в процесс разгрузка-выгрузка.
Скорость передвижения крана, управляемого с пола, не должна превышать 50 м/мин, а их тележек — 32 м/мин.