БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЁМНО­ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Подъёмно-транспортное оборудование применяется в техноло­гии погрузки-выгрузки, при проведении монтажных, ремонтных и других видах работ в качестве машин, облегчающих труд рабочих на грузовых комплексах, грузовом перроне, контейнерной площадке или в коммерческом складе.

Грузовой комплекс представляет собой совокупность зданий, сооружений, производственных площадей, предназначенных для производства технологических операций, связанных с приёмом, хранением и обработкой груза, а также для размещения обслужи­вающего персонала, автотранспорта, средств механизации и обору­дования.

Грузовым перроном считается территория, как правило, при­мыкающая к зданию коммерческого склада, предназначенная для движения и стоянки грузовых воздушных судов, их заправки и тех­нического обслуживания, а также для проведения погрузочно­разгрузочных работ.

Коммерческий склад — это одно или несколько зданий грузово­го комплекса, предназначенного для операций, связанных с полной обработкой отправляемого и прибывшего груза, а также для разме­щения средств механизации и внутрискладского оборудования.

К контейнерной площадке относится ограждённая территория с твёрдым покрытием, оснащённая средствами механизации и дру­гим оборудованием для обработки груза, перевозимого в контейне­рах и на поддонах.

Обеспечение безопасной технологии погрузки — выгрузки осуще­ствляется при правильной загрузке — разгрузке контейнеров и авиа­ционных поддонов, а также погрузки их в воздушное судно и вы­грузки из него.

Загрузка — это помещение груза, почты в контейнеры, поддоны или на наземные средства транспорта.

Разгрузка осуществляется изъятием груза, почты из конвейеров, поддонов или с наземных средств транспорта.

Контейнер — единица транспортного оборудования, многократ­но используемая на одном или нескольких видах транспорта, пред­назначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспо­соблениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие её с транспортных средств.

Авиационный поддон — устройство, предназначенное для транспортировки пакетов, штучных грузов на воздушных судах и наземными видами транспорта.

Погрузка — это помещение груза, почты, буфетно-кухонного оборудования, контейнеров и поддонов на борт воздушного судна.

Выполнение требований безопасности при ведении погрузочно­разгрузочных работ связано в большей степени с выполнением тре­бований к безопасной эксплуатации подъёмно-транспортного обо­рудования.

Требования к эксплуатации подъёмно-транспортного оборудова­ния регламентируются соответствующими Правилами [20] и [21] и ГОСТ 12.2.053-83 [22] и ГОСТ 12.2.065-81 [23]. Правила [5] распро­страняются:

■ на краны всех типов;

■ ручные и электрические тали;

■ сменные грузозахватные:

— органы (крюки, грейферы и т. п.),

— приспособления (стропы, клещи, траверсы и др.), навеши­ваемые на крюк грузоподъёмной машины;

■ тару, за исключением специальной тары, применяемой в ме­таллургическом производстве (ковши, мульды и т. п.) и транспорт­ных контейнеров общего назначения, требования к которым уста­навливаются отраслевыми правилами и нормами.

Общими требованиями безопасности грузоподъёмных работ яв­ляются:

■ грузоподъёмность и другие параметры, с учётом требований к габаритам грузоподъёмной машины. Они должны соответствовать Государственным стандартам;

■ надёжность конструкции грузоподъёмного оборудования (выбор соответствующего материала и запаса прочности, защита от

тепловых воздействий и коррозии) с учётом условий работы в про­изводственной среде (для взрывоопасной среды указывается катего­рия среды).

Безопасность грузоподъёмных работ обеспечивается:

■ предохранительными устройствами (ограничители грузо­подъёмности, высоты подъёма груза и скорости, концевые выключа­тели и др.);

■ безопасным доступом к механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию;

■ наличием электрического оборудования грузоподъёмных машин, которое должно отвечать Правилам устройства электроуста­новок [24];

■ периодическим техническим освидетельствованием грузо­подъёмного оборудования;

■ соответствующей подготовкой персонала;

■ предупредительными знаками и надписями безопасности.

Каждая изготовленная грузоподъёмная машина должна быть

принята отделом технического контроля завода-изготовителя и снабжена:

■ паспортом;

■ инструкцией по монтажу и эксплуатации;

■ всей необходимой документацией, предусмотренной Госу­дарственным стандартом или техническими условиями на изготов­ление, или техническим регламентом;

■ иметь соответствующие знаки и надписи, предупреждающие персонал об опасности (типа «ПОД СТРЕЛОЙ НЕ СТОЯТЬ» и др.)

Каждую вновь изготовленную грузоподъёмную машину завод — изготовитель заносит в книгу учёта выпускаемых машин и снабжает металлической табличкой, укреплённой на видном месте машины с указанием завода-изготовителя, грузоподъёмности, даты выпуска и порядкового номера.

У крана с передвижной тележкой такие таблички укрепляются на кране и тележке.

В паспорте крана заводом-изготовителем указывается мини­мальная температура, при которой допускается работа крана.

3.4.1 Грузоподъёмные машины и механизмы Эти устройства допускаются к эксплуатации только после: ■ регистрации;

■ разрешения на пуск в эксплуатацию;

■ технического освидетельствования.

Регистрация. Регистрации в органах Госгортехнадзора до раз­решения пуска в эксплуатацию подлежат краны всех типов, за ис­ключением кранов:

■ всех типов с ручным приводом, а также тех, у которых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъёма применён пневматический цилиндр;

■ мостового типа и передвижных и поворотных консольных грузоподъёмностью до 100 кН включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта;

■ стреловых, рассчитанных:

— на работу с постоянным вылетом или не снабжённых меха­низмом поворота вылета или передвижения,

— грузоподъёмность массой до 10 кН включительно.

Грузоподъёмные машины в органах Госгортехнадзора регистри­руются по письменному заявлению предприятия-владельца и пас­порту регистрируемой машины.

В заявлении указывается наличие на предприятии лиц, прошед­ших проверку знаний Правил, для ведения надзора за безопасной эксплуатацией крана, наличие обслуживающего персонала для об­служивания крана, а также подтверждено, что техническое состоя­ние крана допускает безопасную его эксплуатацию.

При регистрации грузоподъёмной машины к паспорту прилага­ется акт, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответ­ствии с инструкцией по монтажу крана завода-изготовителя, подпи­санный ответственным представителем организации, производившей монтаж крана.

При регистрации мостового крана к паспорту прилагается чер­тёж его установки с указанием расположения главных троллейных проводов, посадочной площадки для входа на кран и размеров, рег­ламентированных Правилами. В качестве размеров указывается рас­стояние (м):

■ от верхней точки грузоподъёмной машины до потолка зда­ния;

■ настила площадок и галереи до нижнего пояса стропильных ферм;

■ нижней точки машины (не считая грузозахватного органа) до пола цеха и др.

Грузоподъёмная машина, не имеющая паспорта завода — изготовителя и грузоподъёмность которой не может быть подтвер­ждена заводской документацией, может быть зарегистрирована в органах Госгортехнадзора на основании паспорта, составленного владельцем грузоподъёмной машины. В этом случае паспорт должен отражать следующие сведения:

■ заключение, составленное на основании расчёта о соответст­вии грузоподъёмной машины и её отдельных элементов грузоподъ­ёмности, при которой она предназначена для использования;

■ свидетельство лаборатории о химическом анализе (на угле­род, серу, фосфор и кремний) металлоконструкций грузоподъёмной машины;

■ расчёт крюка, если размеры его не соответствуют Государ­ственному стандарту, и данные химического анализа, если крюк не снабжён клеймом завода-изготовителя;

■ акт проверки металлоконструкций и качества сварных со­единений.

Стружка для химического анализа материалов металлоконструк­ций берётся в выборочном порядке из основных элементов крана (например, у мостовых кранов — из верхнего и нижнего пояса ферм, раскосов, концевых балок и рамы тележки).

Ответ на заявление о регистрации должен быть дан владельцу не позднее чем в пятидневный срок со дня получения документов ор­ганом Госгортехнадзора.

В случае отказа в регистрации грузоподъёмной машины пись­менно указываются причины отказа со ссылкой на соответствующие статьи Правил.

Грузоподъёмные машины подлежат перерегистрации после:

■ реконструкции (например, увеличение пролёта или высоты подъёма груза, усиление крана для повышения его грузоподъёмно­сти и т. п.);

■ ремонта, или если на машину был составлен новый паспорт;

■ передачи машины другому владельцу;

■ перестановки крана мостового типа на новое место.

Грузоподъёмные машины подлежат снятию с регистрации в ор­гане Госгортехнадзора в следующих случаях:

• Когда проводится списание грузоподъёмной машины, при­шедшей в негодное состояние.

• При передаче грузоподъёмной машины на баланс другому владельцу.

Снятие с регистрации грузоподъёмных машин проводится орга­нами Госгортехнадзора по письменному заявлению владельца.

Грузоподъёмные машины, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а также съёмные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером. Под этим номером записы­ваются в журнал учёта грузоподъёмных машин и съёмных грузоза­хватных приспособлений предприятия.

Разрешение на пуск в эксплуатацию. Разрешение на пуск в ра­боту грузоподъёмной машины после регистрации в органе Госгор­технадзора выдаётся этим органом в следующих случаях:

• Перед пуском в эксплуатацию вновь зарегистрированной грузоподъёмной машины.

• После:

■ монтажа, вызванного установкой грузоподъёмной ма­шины на новое место;

■ реконструкции;

■ окончания ремонта металлоконструкций с заменой рас­чётных элементов или узлов с применением сварки.

Разрешение на пуск в работу выдаётся участковым инспектором Госгортехнадзора на основании результатов технического освиде­тельствования грузоподъёмной машины, проведённого владельцем. При этом инспектор проводит контрольную проверку состояния грузоподъёмной машины и организации на предприятии надзора за машинами и их обслуживанием.

О предстоящем пуске в работу грузоподъёмной машины владе­лец обязан уведомить орган Госгортехнадзора (инспектора) не менее чем за пять дней.

Разрешение на пуск в эксплуатацию грузоподъёмной машины, не подлежащей регистрации в органах Госгортехнадзора, выдаётся инженерно-техническим работником (ИТР) по надзору за грузо­подъёмными машинами на предприятии на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствова­ния.

Разрешение на применение вновь изготовленных съёмных гру­зоподъёмных приспособлений и тары может быть возложено также на другое лицо из числа ИТР.

Техническое освидетельствование. Вновь установленные гру­зоподъёмные машины, а также съёмные грузозахватные приспособ­ления, на которые распространяются Правила, до пуска должны подвергаться полному техническому освидетельствованию.

Срок технического освидетельствования грузоподъёмных ма­шин, находящихся в работе, устанавливается в зависимости от вида освидетельствования:

■ при частичном освидетельствовании — один раз в 12 меся­цев;

■ для полного технического освидетельствования — не реже одного раза в три года;

■ для редко используемых грузоподъёмных машин — не реже одного раза в пять лет. Отнесение кранов к редко используемым машинам проводится по согласованию с органами Госгортехнадзо­ра.

Полное внеочередное техническое освидетельствование грузо­подъёмной машины должно проводиться после:

■ монтажа, вызванного установкой грузоподъёмной машины на новое место;

■ реконструкции грузоподъёмной машины;

■ ремонта металлических конструкций с заменой расчётных элементов или узлов;

■ капитального ремонта или смены механизма подъёма;

■ смены крюка.

Техническое освидетельствование грузоподъёмной машины про­водится её владельцем. Оно должно быть возложено на ИТР по над­зору за грузоподъёмными машинами и механизмами. Техническое освидетельствование грузоподъёмных машин проводится обяза­тельно при участии лица, ответственных за исправное их состояние.

Полное техническое освидетельствование грузоподъёмной ма­шины включает:

• Осмотр:

■ всех механизмов и несущих конструкций, электрообо­рудования, приборов безопасности, тормозов и аппаратов управле­ния;

■ кабин, лестниц, площадок и ограждений, если таковые имеются по условиям эксплуатации грузоподъёмной машины;

■ состояния крюка, деталей его подвески (износ и отсут­ствие трещин в зёве, в нарезанной части и других местах). Износ в зёве крюка не должен превышать 10 % первоначальной высоты се­чения;

■ состояния заземления электрического крана с определе­нием сопротивления растеканию тока;

■ болтовых, шпоночных и клиновых соединений (все они должны предохраняться от развинчивания или разъединения).

• Проверку:

■ состояния канатов и их крепление;

■ освещения, сигнализации и регламентированных Прави­лами габаритов;

■ содержания и состояния кранового пути и соответствия его требованиям Правил.

• Статическое испытание грузом, превышающим грузоподъ­ёмность машины на 25 %, для проверки её прочности и устойчиво­сти против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100-200 мм для кранов стрелового типа и 200-300 мм для передвижных кон­сольных и мостовых кранов. Выдерживают в течение десяти минут, затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточных деформа­ций, трещин и других повреждений.

• Динамическое испытание грузом, превышающим грузоподъ­ёмность машины на 10 %. При этих испытаниях проводят повтор­ный подъём и опускание груза для проверки действия механизмов и тормозов.

Периодичность испытаний один раз в три года.

В случае частичного технического освидетельствования, прово­димого ежегодно, статические и динамические испытания не прово­дят.

К управлению грузоподъёмными механизмами и машинами до­пускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение и аттеста­цию и получившие соответствующее удостоверение.

Работы с применением грузоподъёмных кранов проводятся под руководством ответственного лица, назначаемого администрацией предприятия.

Для управления работы крана используется знаковая сигнализа­ция, подаваемая рукой или флажком, либо голосом.

Машинист крана обязан выполнять команды по подъёму — опусканию или перемещению груза, подаваемые только ответствен­ным лицом.

Команда «СТОП» выполняется при подаче её любым работаю­щим.

Грузоподъёмность кранов подбирается по массе наиболее тяжё­лого оборудования, включенного в процесс разгрузка-выгрузка.

Скорость передвижения крана, управляемого с пола, не должна превышать 50 м/мин, а их тележек — 32 м/мин.